Наличие психолога в школе — это порой единственная возможность вовремя заметить проблемы ребенка и оказать ему оперативную поддержку. Но все же далеко не все уверены, что штатный психолог необходим учебному заведению, а многие со скепсисом относятся к работе психолога в принципе. О том, кто такой психолог и чем он должен заниматься, существует несколько заблуждений. Вот самые расхожие:
Миф 1. «Психолог и психиатр – это одно и то же»
Развеем этот миф и сразу скажем, что это два разных понятия и, если психолог работает со здоровой личностью, то психиатр преимущественно использует медикаментозные методы лечения в работе с людьми психически нездоровыми.
Психолог – специалист, получивший немедицинское психологическое образование, и не имеет право выписывать лекарства.
Педагог-психолог - специалист, который консультирует ЗДОРОВЫХ людей в ситуациях затруднения в различных сферах жизни (проблемы в учёбе, семейные отношения, отношения в коллективе, отношения между детьми и родителями, проблемы в общении, выбор жизненного пути, саморазвитие, конфликтные ситуации и многое другое).
Миф 2. «Если с моим ребенком работает в школе психолог, значит мой ребенок психически ненормальный»
Так считают некоторые родители, по мнению которых, однокоренное к слову «психолог» слово «псих». Чтобы развеять этот миф, еще раз подчеркнем, что психолог в школе работает с НОРМАЛЬНЫМИ детьми и их индивидуальными ОСОБЕННОСТЯМИ.
Миф 3. «Психолог – это волшебник. Сейчас я приведу своего ребенка к нему и он, как «по взмаху волшебной палочки» сделает моего ребенка таким, каким мы «все-родители», хотим видеть своих детей»
Психолог не обладает сверхспособностями, он не волшебник. Многие полагают, что психолог является ясновидящим или экстрасенсом. Такие сверх способности как ясновидение, открытие третьего глаза, управление энергией космоса не являются научными и не преподаются в психологических ВУЗах.
Миф 4. «Психолог сразу решит все проблемы»
Не решит. Без труда (участия, желания) со стороны клиента ничего не произойдет. Очень часто ребенка приводят с запросом: «Сделайте с ним что-нибудь!» И хочется ответить: «У меня нет волшебной палочки!»
Простых решений в психологии нет и результата без усилий, которые должен прикладывать не только ребенок, но и его близкие, тоже. Только совместная и систематическая работа даст желаемый результат. Не стоит пропускать занятия и бросать работу на середине; если психолог задает домашнее задание, его надо выполнить. Ведь жизнь за «невыученные уроки» не двойки ставит.
Миф 6. «Все узнают мои проблемы»
Основное правило работы психолога, и особенно школьного психолога - КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ. Никто без вашего согласия не узнает, с каким вопросом вы обратились к психологу, о содержании вашей с ним беседы, а зачастую даже и о самом факте вашего обращения (если проблема не угрожает жизни ребенка). Это же касается и результатов психологического тестирования, которое проводится в школе. О ваших конкретных результатах знает только психолог. Классному руководителю предоставляются материалы в обобщённом виде (например: 70% учеников класса выполнили тест с высокими показателями; 30% - со средними и т. д.).
Миф 7. «К педагогу-психологу приходят только слабые и глупые люди, которые сами не могут решить свои проблемы».
К психологу обращаются люди, которые ощущают потребность что-то изменить, разрешить проблему и найти верный путь в жизни. Психолог готов быть рядом, когда вам тяжело. Это человек, обладающий профессиональной информацией, но без готовых ответов на все случаи жизни, ведь каждый случай индивидуален. Поэтому психолог лишь подскажет и поможет, а решение всегда останется за вами.
Миф 8. «Психолог только диагностику и проводит»
Действительно, для тех, кто не вникает в работу психолога, слово «диагностика» ее характеризует. Возможно, именно поэтому психолога часто называют врачом. Однако диагностика стоит далеко не на первом месте. Потому что она — инструмент, но никак не направление работы. Диагностика ради диагностики бессмысленна.
Миф 9. «Лучший психолог — это подружка (мама, соседка, старшеклассница)»
Конечно же, совет близких людей может нам помочь справиться с трудной ситуацией. Но зачастую этого мало, и нужен взгляд со стороны от человека, который не только не вовлечен в нашу жизнь, но и владеет инструментом психологической помощи, понимает происходящие процессы.
Самое важное в работе школьного психолога — оказание поддержки (детям, родителям, учителям) в трудной ситуации. Психолог — это главный помощник в конфликтах, ссорах и просто жизненных неурядицах.
Именно к нему могут прийти, чтобы «излить душу», выговориться. Это индивидуальная работа, зачастую длительная, ведь специалист не только разово помогает, снимая симптом, облегчая состояние здесь и сейчас, но и сопровождает человека в течение необходимого времени. А это может быть и две, и пять, и пятьдесят встреч.
Мифы рождаются от незнания и отсутствия опыта. Сколько бы их не было в профессии психолога, детям и родителям важно понять одну простую вещь: психолог — это тот человек в школе, который всегда на вашей стороне. Если тяжело, обидно или страшно — приходите! Будем искать выход из ситуации вместе.